Preview

Бюллетень сибирской медицины

Расширенный поиск

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ И РЕЗУЛЬТАТОВ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ СТАТИСТИКЕ

https://doi.org/10.20538/1682-0363-2014-4-81-88

Полный текст:

Аннотация

Традиционные методы преподавания информатики и статистики в медицинском вузе не удовлетворяют потребностям современной практической медицины и медицинской науки. Целью исследования является выявление причин данного несоответствия и указание способов его устранения. Аналогичное несоответствие было обнаружено ранее зарубежными исследователями, изучающими эффективность школьных программ по статистике. Вскрытые ими закономерности оказалось возможным распространить также на методику преподавания статистики в медицинском вузе. Для этого автор разработал тест учебных достижений, который был проведен среди студентов медико-биологического факультета СибГМУ. Фундаментальная проблема статистического образования состоит в том, что символы этой науки актуализируются лишь при обобщении опыта работы с данными. Эффективное решение этой проблемы обеспечивает онтосемиотический подход к разработке содержания курса.

В статье рассматриваются подходы к разрешению данного противоречия, опирающиеся на опыт преподавания статистики в зарубежных школах и на собственные разработки автора. В частности, делается вывод о необходимости пересмотра традиции использования профессиональных статистических пакетов в пользу программных средств учебного назначения. Для разработки содержания учебного курса предлагается шире применять исторический подход, конкретизацию которого представляет собой принцип «управляемого открытия».

Об авторе

Р. Р. Нуриахметов
Сибирский государственный медицинский университет, Томск
Россия
Нуриахметов Рамиль Рафаильевич – старший преподаватель кафедры медицинской и биологической кибернетики


Список литературы

1. Сухачев Г.А., Нуриахметов Р.Р. Понятие «информация» как основание информационной компетентности учителя сельской школы // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2011. № 13. С. 127–130. URL: http://vestnik.tspu.ru/index.php? option=com_content&task=view&id=3486&Itemid=276 (дата об¬ращения: 30.01.2014).

2. Нуриахметов Р.Р. Использование межпредметных связей для раскрытия понятия «информация» в свете новой парадигмы преподавания информатики // Профессиональное образование в современном мире. 2013. № 1. С. 22–27. URL: http://nsau.edu.ru/file/12631/ (дата обращения: 30.01.2014).

3. Cobb G.W., Moore D.S. Mathematics, statistics, and teaching // The American Mathematical Monthly. 1997. 104. P. 801–824.

4. Tukey J.W. Exploratory data analysis. Reading, MA: Addison-Wesley. 1977.

5. Drijvers P. Learning algebra in a computer algebra environment: Design research on the understanding of the concept of parameter. Utrecht: CD Beta Press, 2003.

6. Biehler R. Software for learning and for doing statistics // International Statistical Review. 1997. 65. P. 167–189.

7. John Amos Comenius. The great didactic [Didactica Magna]. URL: http://core.roehampton.ac.uk/digital/froarc/comgre/ (accessed 30 January 2014).

8. Payne D.G., Wenger M.J. Cognitive Psychology. Houghton Mifflin College Division, 1998. P. 352

9. Meira L. Making sense of instructional devices: The emergence of transparancy in mathematical activity // J. for Research in Mathematics Education. 1998. 29. P. 121–142.

10. Степанова М.А. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского и П.Я.Гальперина // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 91–100.

11. Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности. М., 1966. URL: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/32 (дата обращения: 27.01.2014).

12. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактика: монография. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2011. 176 с.

13. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М.: Изд. корпорация «Логос», 2000. 384 с.

14. Bakker A. Design research in statistics education. 2004. P. 324. URL: http://www.academia.edu/282985/ 6_Design_ Research_ In_ Statistics_Education (ac¬cessed 30 January 2014).

15. Нуриахметов Р.Р. Применение электронных таблиц для обучения основам статистики студентов естественных специальностей // Открытое и дистанционное образование. URL: http://journals.tsu.ru/ou/&journal_ page=ar¬chi¬ve&id=1007&article_id=7769 (дата обращения: 30.01.2014).

16. Нуриахметов Р.Р. Перспективные подходы к преподаванию статистики студентам нематематических специальностей // Вестн. Новосиб. гос. пед. ун-та. 2012. № 3. С. 57–64.

17. Godino J.D. Batanero C., Font V. An Integrative theoretical framework for mathematics education: The Onto-Semiotic Approach to mathematical knownoledge and instruction. Poster presentation. PME 33, Thessaloniki, July 2009. URL: http://www.ugr.es/~jgodino/eos/poster_osa_1July09.pdf (ac-cessed 30 January 2014).

18. Arteaga P., Batanero C., Contreras J.M., Cañadas G. Understanding Statistical Graphs: A Research Survey // Bolet´ın de Estad´ıstica e Investigaci´on Operativa. 2012. Vol. 28, № 3. Р. 261–277. URL: http://www.seio.es/BEIO/files/ BEIOVol28Num3_HE.pdf (accessed 30 January 2014).

19. Arteaga P., Batanero C., Contreras J.M., Cañadas G. Prospective primary school teachers’ errors in building statistical graphs // Paper presented at CERME 8, Antalya, Turkey. URL: http://cerme8.metu.edu.tr/wgpapers/WG5/WG5_Artea¬ga.pdf (accessed 30 January 2014).

20. Arteaga P., Batanero C. Relating graph semiotic complexity to graph comprehension in statistical graphs produced by prospective teachers // Paper presented at CERME 8, Rzeszow, Polonia, 2011. URL: http://www.cerme7.univ. rzeszow.pl/WG/5/CERME_Arteaga-Batanero.pdf (accessed 30 January 2014).

21. João Queiroza, Claus Emmechec and Charbel Niño. El-Hania Information and Semiosis in Living Systems: A Semiotic Approach. URL: http://www.library.utoronto.ca/see/SEED/ Vol5-1/Queiroz_Emmeche_El-Hani.htm (accessed 30 january 2014).

22. Пирс Ч.С. Что такое знак? // Вестн. Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2009. № 3 (7). С. 88–95.


Для цитирования:


Нуриахметов Р.Р. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ И РЕЗУЛЬТАТОВ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ СТАТИСТИКЕ. Бюллетень сибирской медицины. 2014;13(4):81-88. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2014-4-81-88

For citation:


Nuriakhmetov R.R. VISUALIZATION OF DATA AND RESULTS AS А METHODOLOGICAL BASIS OF APPLIED STATISTICS TEACHING. Bulletin of Siberian Medicine. 2014;13(4):81-88. (In Russ.) https://doi.org/10.20538/1682-0363-2014-4-81-88

Просмотров: 209


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1682-0363 (Print)
ISSN 1819-3684 (Online)