Preview

Бюллетень сибирской медицины

Расширенный поиск

Модель устойчивого развития научно-исследовательского учреждения здравоохранения, оказывающего высокотехнологичную медицинскую помощь

https://doi.org/10.20538/1682-0363-2017-4-269-279

Полный текст:

Аннотация

Проблема устойчивого развития актуальна абсолютно для всех видов предприятий и организаций. Достижение долгосрочного развития всегда было и остается одной из самых сложных задач, с которыми приходится сталкиваться организациям. Эффективным средством успешного решения этой задачи является реализация положений международных стандартов ИСО серии 9000.1 В стандартах ИСО сконцентрирован мировой опыт по обеспечению устойчивого успеха организаций. Разработанные стандарты включают в себя все наиболее эффективное из того, что накоплено в этой области знаний и практической деятельности. Эти стандарты не только устранили технические барьеры в сотрудничестве, установили унифицированные подходы, но послужили ценным источником мирового опыта, готовых управленческих решений. Они стали практическим руководством для создания систем менеджмента устойчивого развития в организациях различных сфер деятельности.

Проблема и цель. В статье представлен авторский подход к проблеме устойчивого развития медицинской организации. Цель статьи – исследовать подходы к менеджменту устойчивого успеха организаций и описать модель устойчивого развития, применяемую в научно-исследовательском учреждении здравоохранения, оказывающего высокотехнологичную медицинскую помощь.

Методология. В исследовании применялись общенаучные методы эмпирического и теоретического познания, общелогические методы и приемы, а также методы системного анализа, сравнения, аналогии, обобщения, материалы собственного исследования развития медицинской организации.

Результаты. Впервые разработана методика комплексной оценки деятельности научно- исследовательского учреждения здравоохранения по ключевым и развернутым элементам системы управления, позволяющая установить уровень зрелости системы менеджмента учреждения, выявить ее сильные и слабые стороны, определить области для улучшений и инноваций, а также установить приоритеты для определения последовательности действий при внедрении процессов совершенствования. Выявлены факторы, необходимые для использования в управлении организацией и являющиеся критичными для устойчивого успеха.

Заключение. Внедрение системы менеджмента качества и трансформация ее в систему менеджмента устойчивого развития позволили улучшить все основные показатели деятельности Новосибирского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна. Положительные итоги подтверждаются результатами самооценки системы менеджмента по ключевым элементам, что определяет уровень зрелости системы, а также ощутимое повышение данного уровня в период внедрения системы устойчивого развития со второго до четвертого уровня (расширенная система управления). 

Об авторах

И. Ю. Бедорева
Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии (ННИИТиО) им. Я.Л. Цивьяна; Новосибирский государственный медицинский университет (НГМУ)
Россия

д-р мед. наук, зам. гл. врача по качеству

630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 17

профессор, кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья

630099 г. Новосибирск, Красный пр., 52 



Л. С. Шалыгина
Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии (ННИИТиО) им. Я.Л. Цивьяна; Новосибирский государственный медицинский университет (НГМУ)
Россия

канд. мед. наук, зам. директора по организационно-методической работе

630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 17

доцент, кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья

630099 г. Новосибирск, Красный пр., 52 



О. А. Латуха
Новосибирский государственный медицинский университет (НГМУ)
Россия

канд. ýкон. наук, доцент, кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья

630099 г. Новосибирск, Красный пр., 52 



Список литературы

1. Alharbi T.S.J., Ekman I., Olsson L.-E., Dudas K., Carlström E. Organizational culture and the implementation of person centered care: Results from a change process in Swedish hospital care // Health Policy. 2012; 108 (2–3): 294–301. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.healthpol.2012.09.003.

2. Ang D., McKenney M., Norwood S., Kurek S., Kimbrell B., Liu H., Ziglar M., Hurst J. Benchmarking statewide trauma mortality using Agency for Healthcare Research and Quality’s patient safety indicators // Journal of Surgical Research. 2015; 198: 34–40. DOI: http://dx.doi. org/10.1016/j.jss.2015.05.053.

3. Antoniou C., Barceló J., Breen M., Bullejos M., Casas J., Cipriani E., Ciuffo B., Djukic T., Hoogendoorn S., Marzano V., Montero L., Nigro M., Perarnau J., Punzo V., Toledo T., van Lint H. Towards a generic benchmarking platform for origin–destination flows estimation/updating algorithms: Design, demonstration and validation // Transportation Research Part C: Emerging Technologies. 2016; 66: 79–98. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/ j.trc.2015.08.009.

4. Aslan I., Çınar O., Özen Ü. Developing Strategies for the Future of Healthcare in Turkey by Benchmarking and SWOT Analysis // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014; 150: 230–240. DOI: http://dx.doi. org/10.1016/j.sbspro.2014.09.043.

5. Ceric A., D’Alessandro S., Soutar G., Johnson L. Using blueprinting and benchmarking to identify marketing resources that help co-create customer value // Journal of Business Research. 2016; 69: 5653–5661. DOI: http:// dx.doi.org/10.1016/j.jbusres.2016.03.073.

6. Slack C.W., Slack W.V. The United Countries of America: Benchmarking the Quality of US Health Care // Mayo Clinic Proceedings. 2011; 86: 788–790. DOI: http://dx. doi.org/10.4065/mcp.2011.0311.

7. Veillard J., McKeag A.M., Tipper B., Krylova O., Reason B. Methods to stimulate national and sub-national benchmarking through international health system performance comparisons: A Canadian approach // Health Policy. 2013; 112: 141–147. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j. healthpol.2013.03.015.

8. Берри Л., Селтман К. Практика управления Mayo Clinic. Уроки лучшей в мире сервисной организации; пер. с англ. А. Козлова. М.: Манн, Иванов и Фербер; Эксмо, 2013: 384. Berry L.L., Seltman K.D. Praktika upravleniya Mayo Clinic. Uroki luchshei v mire servisnoi organizatsii [Management Lessons from Mayo Clinic: Inside One of the World’s Most Admired Service Organizations]; per. s angl. A. Kozlova. M.: Mann, Ivanov i Ferber Publ.; Eksmo Publ., 2013; 384 (in Russian).

9. Латуха О.А. Проблема ýффективности управления качеством в медицинской организации: международный аспект // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017; (1): 230–245. Latuha O.A. The problem of quality management effectiveness within healthcare organizations: an international aspect [The problem of quality management effectiveness within healthcare organizations: an international aspect] // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin – Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2017; 1: 230–245 (in Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1701.16.

10. Мурашко М.А., Шарикадзе Д.Т., Кондратьев Ю.А. Со- временные подходы к качеству медицинской помощи // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2016; 2 (4): 37–42. Murashko M.A., Sharikadze D.T., Kondrat’ev Yu.A. Sovremennye podkhody k kachestvu meditsinskoi pomoshchi [Modern approaches to quality medical care] // ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. 2016; 2 (4): 37–42 (in Russian).

11. Ракич С., Стевич С., Мартинович Д., Джудурович А. Важность обучения менеджеров при внедрении стандартов качества и безопасности в медицинские организации: опыт Республики Сербской // Вестник Росздравнадзора. 2015; (3): 39–43. Rakich S., Stevich S., Martinovich D., Dzhudurovich A. Vazhnost’ obucheniya menedzherov pri vnedrenii standartov kachestva i bezopasnosti v meditsinskie organizatsii: opyt Respubliki Serbskoi [The importance of training managers in the implementation of standards of quality and safety in medical offices: experience of the Republic Srpska] // Vestnik Roszdravnadzora. 2015; 3: 39–43 (in Russian).

12. Бедорева И.Ю., Садовой М.А., Пелеганчук В.А., Стрыгин А.В., Добров П.С. Внедрение системы управления качеством медицинской помощи в федеральном учреждении здравоохранения // Здравоохранение Российской Федерации. 2008; (5): 10–13. Bedoreva I.Yu., Sadovoi M.A., Peleganchuk V.A., Strygin A.V., Dobrov P.S. Vnedrenie sistemy upravleniya kachestvom meditsinskoi pomoshchi v federal’nom uchrezhdenii zdravookhraneniya [Introduction of a medical aid quality control systern in a federal health care facility] // Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii – Public Health of the Russian Federation. 2008; 5: 10–13 (in Russian).

13. Садовой М.А., Бедорева И.Ю. Применение идеологии международных стандартов ИСО серии 9000 в создании системы управления качеством медицинской помощи // Медицинское право. 2008; (1): 34–35. Sadovoi M.A., Bedoreva I.Yu. Primenenie ideologii mezhdunarodnykh standartov ISO serii 9000 v sozdanii sistemy upravleniya kachestvom meditsinskoi pomoshchi [The application of the ideology of international standards ISO series 9000 in the creation of the quality management system of medical care] // Meditsinskoe pravo. 2008; 1: 34–35 (in Russian).

14. Alzahrani A.I., Alzahrani A., Alfarraj O. An integrated model of technology and total quality management for public health sector organizations // Journal of Medical Imaging and Health Informatics. 2016; 6 (6): 1435–1439. DOI: http://dx.doi.org/10.1166/ jmihi.2016.1827.

15. Мухтасарова Т.Р., Погонин А.В., Тяжельников А.А., Колосов Л.Л. Внедрение системы менеджмента качества в амбулаторно-поликлиническом объединении (пилотный проект в условиях новой организационной формы) // Вестник Росздравнадзора. 2013; (4): 43–46. Mukhtasarova T.R., Pogonin A.V., Tyazhel’nikov A.A., Kolosov L.L. Vnedrenie sistemy menedzhmenta kachestva v ambulatorno-poliklinicheskom ob”edinenii (pilotnyi proekt v usloviyakh novoi organizatsionnoi formy) [Introduction of system of quality management in outpatient Association (a pilot project in the context of new organizational forms)] // Vestnik Roszdravnadzora. 2013; 4: 43–46 (in Russian).

16. Гусева С.Л., Горохова И.В. Роль системы управления качеством в повышении удовлетворенности потребителей и улучшении показателей деятельности многопрофильной поликлиники // Управление качеством в здравоохранении. 2014; (3): 38–42. Guseva S.L., Gorokhova I.V. Rol’ sistemy upravleniya kachestvom v povyshenii udovletvorennosti potrebitelei i uluchshenii pokazatelei deyatel’nosti mnogoprofil’noi polikliniki [The role of the quality management system to increase customer satisfaction and improve performance of multi-field health clinic] // Upravlenie kachestvom v zdravookhranenii. 2014; 3: 38–42 (in Russian).

17. Матыцин Н. О., Баранов А. И. Использование современных подходов к менеджменту качества для создания системы управления качеством медицинской по- мощи // Вестник Росздравнадзора. 2015; (3): 44–49. Matytsin N.O., Baranov A.I. Ispol’zovanie sovremennykh podkhodov k menedzhmentu kachestva dlya sozdaniya sistemy upravleniya kachestvom meditsinskoi pomoshchi [Use of modern approaches to quality management for creating a quality management system for medical care] // Vestnik Roszdravnadzorа. 2015; 3: 44–49.

18. Nuti S., Seghieri C. Is variation management included in regional healthcare governance systems? Some proposals from Italy // Health Policy. 2014; 114 (1): 71–78. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.healthpol.2013.08.003.

19. Князюк Н.Ф., Кицул И.С. Методология построения интегрированной системы менеджмента медицинских организаций. М.: Издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2013: 312. Knyazyuk N.F., Kitsul I.S. Metodologiya postroeniya integrirovannoi sistemy menedzhmenta meditsinskikh organizatsii [The methodology of the integrated management system of healthcare organizations]. M.: Izdatel’skii dom Menedzher zdravookhraneniya Publ., 2013: 312 (in Russian).

20. Barocas D.A., Kulahalli C.S., Ehrenfeld J.M., Kapu A.N., Penson D.F., You C., Weavind L., Dmochowski R. Benchmarking the use of a rapid response team by surgical services at a tertiary care hospital // Journal of the american college of surgeons. 2013; 218: 66–72. DOI: http:// dx.doi.org/10.1016/j.jamcollsurg.2013.09.011.

21. Goldman E., Dudley A. United States rural hospital quality in the Hospital Compare database – Accounting for hospital characteristics // Health Policy. 2008; 1: 112–127. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.healthpol.2008.02.002.

22. Латуха О.А. Технология бенчмаркинга как фактор устойчивого развития медицинской организации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016; (5): 218–231. Latuha O.A. Benchmarking technology as a factor of sustainable development of healthcare organizations [Benchmarking technology as a factor of sustainable development of healthcare organizations] // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin – Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2016; 5: 218–231 (in Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226- 3365.1605.16.

23. Лудупова Е.Ю., Денисова М.А. Обеспечение безопасности медицинской помощи в многопрофильном стационаре через внедрение системы менеджмента качества // Здравоохранение. 2015; (3): 78–85. Ludupova E.Yu., Denisova M.A. Obespechenie bezopasnosti meditsinskoi pomoshchi v mnogoprofil’nom statsionare cherez vnedrenie sistemy menedzhmenta kachestva [Security medical assistance in a multidisciplinary hospital through the implementation of quality management system] // Zdravookhranenie. 2015; 3: 78–85 (in Russian).

24. Лудупова Е.Ю., Денисова М.А., Дугарова Р.В. Применение методики проектного управления при внедрении системы менеджмента качества в многопрофильном стационаре // Здравоохранение. 2015; (9): 74–81. Ludupova E.Yu., Denisova M.A., Dugarova R.V. Primenenie metodiki proektnogo up-ravleniya pri vnedrenii sistemy menedzhmenta kachestva v mnogoprofil’nom statsionare [The application of the methods of project management in the implementation of the quality management system in a multidisciplinary hospital] // Zdravookhranenie. 2015; 9: 74–81 (in Russian).

25. Wardhani V., Utarini A., van Dijk J. P., Post D., Groothoff J. W. Determinants of quality management systems implementation in hospitals // Health Policy. 2009; 89 (3): 239–251. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j. healthpol.2008.06.008.

26. Лудупова Е.Ю., Денисова М.А. Внутренний аудит как один из инструментов управления медицинской организацией // Вестник Росздравнадзора. 2014; (6): 9–11. Ludupova E.Yu., Denisova M.A. Vnutrennii audit kak odin iz instrumentov upravleniya meditsinskoi organizatsiei [Internal audit as a tool for the management of medical organization] // Vestnik Roszdravnadzora. 2014; 6: 9–11 (in Russian).

27. Артамонова Г.В., Костомарова Т.С., Крючков Д.В., Черкасс Н.В. Результативность системы менеджмента качества НИИ КПССЗ СО РАМН в 2012 году. Политика в области качества и стратегические цели 2013 года // Комплексные проблемы сердечно- сосудистых заболеваний. 2013; (2): 51–57. Artamonova G.V., Kostomarova T.S., Kryuchkov D.V., Cherkass N.V. Rezul’tativnost’ sistemy menedzhmenta kachestva NII KPSSZ SO RAMN v 2012 godu. Politika v oblas-ti kachestva i strategicheskie tseli 2013 goda [The result of the quality management system in NII KPPSSZ SO the RAN in 2012. Policy in the field of quality and strategic objective 2013] // Kompleksnye problemy serdechno-sosudistykh zabolevanii. 2013; (2): 51–57 (in Russian).

28. Бедорева И.Ю., Садовой М.А., Стрыгин А.В., Садовая Т.Н., Добров П.С. Результаты внедрения менеджмента качества в федеральном учреждении здравоохранения Сибирский научный медицинский журнал. 2008; 28 (4): 89–97. Bedoreva I.Yu., Sadovoi M.A., Strygin A.V., Sadovaya T.N., Dobrov P.S. Rezul’taty vnedreniya menedzhmenta kachestva v federal’nom uchrezhdenii zdravookhraneniya [The results of implementing quality management in a Federal institution of health] // Sibirskii nauchnyi meditsinskii zhurnal. 2008; 28 (4): 89–97 (in Russian).

29. Бедорева И.Ю., Фомичев Н.Г., Садовой М.А., Самарина В.Ю. Роль принципов всеобщего менеджмента качества в управлении федеральным учреждением здравоохранения // Хирургия позвоночника. 2006; (4): 75–83. Bedoreva I.Yu., Fomichev N.G., Sadovoi M.A., Samarina V.Yu. Rol’ printsipov vseobshchego menedzhmenta kachestva v upravlenii federal’nym uchrezhdeniem zdravookhraneniya [Requirements in Administration of Federal Health Institution] // Khirurgiya pozvonochnika – Journal of Spine Surgery. 2006; (4): 75–83 (in Russian).

30. Adjei E., Mensah M. Adopting total quality management to enhance service delivery in medical records Exploring the case of the Korle-Bu Teaching Hospital in Ghana // Records Management Journal. 2016; 26 (2): P. 140–169. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/RMJ-01-2015-0009.

31. Ingason H.T. Best Project Management Practices in the Implementation of an ISO 9001 Quality Management System // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015; 194: 192–200. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.06.133.

32. Jakkala L., Miraj M. On the role of clinical total quality management in clinical research and health care // Bioscience biotechnology research communications. 2015; 8 (2): 133–137. WOS: 000367190400007.

33. Jarrett J.E. Total quality management (TQM) movement in public health // International Journal of Quality & Reliability Management. 2016; 33 (1): 25–41. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/IJQRM-12-2013-0193.

34. Tarı́ J.J., Sabater V. Quality tools and techniques: Are they necessary for quality management? |// International Journal of Production Economics. 2004; 92 (3): 267–280 DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijpe.2003.10.018.

35. Van der Wees P.J., Nijhuis-van der Sanden M.W. G., van Ginneken E., Ayanian J.Z., Schneider E.C., Westert G.P. Governing healthcare through performance measurement in Massachusetts and the Netherlands // Health Policy. 2014; 116 (1): 18–26. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j. healthpol.2013.09.009.

36. Van Schoten S., de Blok C., Spreeuwenberg P., Groenewegen P., Wagner C. The EFQM Model as a framework for total quality management in healthcare Results of a longitudinal quantitative study // International Journal of Operations & Production Management. 2016; 36 (8): 901–922. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/ IJOPM-03-2015-0139.

37. Jankalová M. Conceptions Based on Definition of Business Factors of Successfulness for the Support of Reaching the Excellence of Enterprise Subjects // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013; 81: 531–535. DOI: http:// dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.472.

38. Бедорева И.Ю., Шалыгина Л.С., Казаков Р.А., Соколов С.В., Латуха О.А., Гусев А.Ф. Основные пути решения проблем кадровой политики в концепции устойчивого развития медицинской организации // Современные проблемы науки и образования. 2016; (6): 33. Bedoreva I.Yu., Shalygina L.S., Kazakov R.A., Sokolov S.V., Latukha O.A., Gusev A.F. Osnovnye puti resheniya problem kadrovoi politiki v kontseptsii ustoichivogo razvitiya meditsinskoi organizatsii [Solving the problems concerning staff policy in the concept of sustainable development of medical organization today] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; (6): 33 (in Russian).

39. Латуха О.А., Бедорева И.Ю., Шалыгина Л.С. От системы менеджмента качества к менеджменту устойчивого развития медицинской организации Медицина и образование в Сибири. 2015; (3): 109. Latukha O.A., Bedoreva I.Yu., Shalygina L.S. Ot sistemy menedzhmenta kachestva k menedzhmentu ustoichivogo razvitiya meditsinskoi organizatsii [From quality management system to the sustainable development management of medical organization] //Meditsina i obrazovanie v Sibiri. 2015; 3: 109 (in Russian).

40. Садовой М.А., Бедорева И.Ю., Головко Е.А., Шалыгина Л.С., Комисарова Т.В., Гусев А.Ф. Подходы к созданию системы устойчивого развития в научно-исследовательском учреждении здравоохранения травматолого-ортопедического профиля // Хирургия позвоночника. 2012; (1): 89–97. Sadovoi M.A., Bedoreva I.Yu., Golovko E.A., Shalygina L.S., Komisarova T.V., Gusev A.F. Podkhody k sozdaniyu sistemy ustoichivogo razvitiya v nauchno-issledovatel’skom uchrezhdenii zdravookhraneniya travmatologo-ortopedicheskogo profilya [Approaches to Formation of Sustainable Development System in a Public Health Research Institution Specialized in Traumatology and Orthopaedics] // Khirurgiya pozvonochnika – Journal of Spine Surgery. 2012; 1: 89–97 (in Russian).

41. Шалыгина Л.С., Садовой М.А., Финченко Е.А., Бедорева И.Ю. Стандартизация как основа обеспечения качественной высокотехнологичной медицинской помощи для устойчивого развития медицинской организации // Сибирское медицинское обозрение. 2013; 6 (84): 87–91. Shalygina L.S., Sadovoi M.A., Finchenko E. ., Bedoreva I.Yu. Standartizatsiya kak osnova obespecheniya kachestvennoi vysokotekhnologichnoi meditsinskoi pomoshchi dlya ustoichivogo razvitiya meditsinskoi organizatsii [Standardization as a basis for quality hightech health care for the stable development of medical organization] // Sibirskoe meditsinskoe obozrenie. 2013; 6: 87–91 (in Russian).

42. Бедорева И.Ю. Внутренний аудит – инструмент управления процессом оказания специализированной медицинской помощи // Хирургия позвоночника. 2008; (2): 80–87. Bedoreva I.Yu. Vnutrennii audit – instrument upravleniya protsessom okazaniya spetsi-alizirovannoi meditsinskoi pomoshchi [Internal audit as a process management tool for providing specialized medical care] // Khirurgiya pozvonochnika – Journal of Spine Surgery. 2008; (2): 80–87 (in Russian).

43. Бедорева И.Ю., Садовая Т.Н., Стрыгин А.В., Стрыгина Т.А. Применение процессного подхода в системе управления качеством медицинской помощи // Хирургия позвоночника. 2007; (4): 62–72. Bedoreva I.Yu., Sadovaya T.N., Strygin A.V., Strygina T.A. Primenenie protsessnogo podkhoda v sisteme upravleniya kachestvom meditsinskoi pomoshchi [ Application of Process Approach in a System of Medical Assistance Quality Management] // Khirurgiya pozvonochnika – Journal of Spine Surgery. 2007; 4: 62–72 (in Russian).


Для цитирования:


Бедорева И.Ю., Шалыгина Л.С., Латуха О.А. Модель устойчивого развития научно-исследовательского учреждения здравоохранения, оказывающего высокотехнологичную медицинскую помощь. Бюллетень сибирской медицины. 2017;16(4):269-279. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2017-4-269-279

For citation:


Bedoreva I.Yu., Shalygina L.S., Latukha O.A. A model of sustainable development of scientific research health institutions, providing high-tech medical care. Bulletin of Siberian Medicine. 2017;16(4):269-279. (In Russ.) https://doi.org/10.20538/1682-0363-2017-4-269-279

Просмотров: 368


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1682-0363 (Print)
ISSN 1819-3684 (Online)