Preview

Бюллетень сибирской медицины

Расширенный поиск

Психофизиологические особенности младших школьников в динамике обучения

https://doi.org/10.20538/1682-0363-2010-1-148-154

Полный текст:

Аннотация

С целью изучения психофизиологических особенностей младших школьников в динамике обучения в условиях здоровьесберегающего образовательного процесса обследовано 104 ученика 1—4-го классов. Установлено, что у большинства младших школьников среди психофизиологических характеристик превалируют умеренная экстраверсия, средний уровень эмоциональной устойчивости, умеренная общая тревожность, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. В конце учебного года у детей наблюдаются снижение работоспособности, появление признаков хронического переутомления, уменьшение положительных эмоций, снижение адаптационных возможностей. Наиболее выраженные отрицательные изменения характерны для учащихся 4-го класса, что, вероятно, связано с переходом на новую ступень обучения.

Об авторах

Н. В. Поляшова
Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия
ассистент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики


А. Г. Соловьев
Северный государственный медицинский университет
Россия

Соловьев Андрей Горгоньевич, д-р мед. наук, профессор института психологии и психоневрологии 

тел. (8182) 20-92-84



И. А. Новикова
Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия
д-р мед. наук, профессор кафедры психологии


Список литературы

1. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. 496 с.

2. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология. М.: Флинта; Наука, 2002. 312 с.

3. Давиденко Д.Н. Определение адаптационного потенциала // Практикум по психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005. 351 с.

4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2006. 248 с.

5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.

6. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Моск. психол.-социал. инт: Флинта, 2003. 320 с.

7. Ратанова Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности. М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 128 с.

8. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест М. Люшера (стандартизированный вариант). СПб.: ИМАТОН, 2001. 32 с.

9. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 144 с.


Для цитирования:


Поляшова Н.В., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Психофизиологические особенности младших школьников в динамике обучения. Бюллетень сибирской медицины. 2010;9(1):148-154. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2010-1-148-154

For citation:


Polyashova N.V., Soloviyov A.G., Novikova I.A. Psychophysiological characteristics of young schoolchildren in the learning dynamics. Bulletin of Siberian Medicine. 2010;9(1):148-154. (In Russ.) https://doi.org/10.20538/1682-0363-2010-1-148-154

Просмотров: 201


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1682-0363 (Print)
ISSN 1819-3684 (Online)