Preview

Бюллетень сибирской медицины

Расширенный поиск

Биоуправление в психомоторном обучении. Результаты двухмесячного курса

https://doi.org/10.20538/1682-0363-2010-2-92-100

Полный текст:

Аннотация

Для сравнения традиционного обучения и обучения с использованием биоуправления изучались психометрические и электрофизиологические характеристики исполнительского движения у 36 студентов-музыкантов. После двухмесячного курса биоуправления экспертные оценки за исполнение музыки и уровень самоактуализации повысились, показатели ситуативной и личностной тревожности снизились. Тренинг произвольной модификации электрофизиологических параметров музыкально-исполнительского движения не вызывает изменения уровня индивидуальных параметров альфаактивности в состоянии покоя, но формирует новый тип реакции альфа-электроэнцефалограммы (ЭЭГ) на исполнение музыки: увеличивается частота максимального пика и альфа-мощность, углубляется и стабилизируется реакция на открывание глаз и расширяется диапазон, в котором эта реакция проявляется, удлиняются альфа-веретена, при этом снижается интегральная мощность электромиографии (ЭМГ) мышц, не участвующих в движении. Эти изменения электрофизиологических параметров ассоциируют с улучшением оценок исполнения музыки. Индивидуальные показатели альфа-активности (частота максимального пика, ширина диапазона, глубина десинхронизации, амплитуда, длительность и вариабельность амплитуды альфа-веретена) служат прогностическими критериями способности к музыкально-исполнительской деятельности и успешности ее произвольной модификации. Таким образом, тренинг биоуправления способствует выработке поведенческого паттерна оптимального психомоторного функционирования.

Об авторах

Е. М. Мерная
Новосибирский музыкальный колледж
Россия
преподаватель


А. В. Кондратенко
Македонская академия музыки
Македония
профессор


О. Кондратенко
Македонская академия музыки
Македония
профессор


О. М. Базанова
НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН
Россия

Базанова Ольга Михайловна, д-р биол. наук, ст. науч. сотрудник 

тел. 8-913-914-0296



Список литературы

1. Базанова О.М., Афтанас Л.И. Успешность обучения и индивидуальные частотно-динамические характеристики альфа-активности ЭЭГ // Вестн. РАМН. 2006. № 6. Р. 30—33.

2. Базанова О.М., Мерная Е.М., Штарк М.Б. Биоуправление в психомоторном обучении: электрофизиологическое обоснование // Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. 2008. № 94 (5). С. 539—556.

3. Базанова О.М., Штарк М.Б. Нейробиоуправление в оптимизации функционирования музыкантов исполнителей // Бюл. СО РАМН. 2004. 113. Р. 114—123.

4. Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни. Екатеринбург, 1994. 89 с.

5. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л.: ЛНИИФК, 1976. 18 с.

6. Angelakis E., Lubar J.F. Quantitative electroencephalography amplitude measures in young adults during reading tasks and rest // J. of Neurotherapy. 2002. № 6. Р. 2—16.

7. Balconi M., Brambilla E., Falbo L. BIS/BAS, cortical oscillations and coherence in response to emotional cues // Brain. Res. Bull. 2009. Sep. 28. № 80 (3). Р. 151—157.

8. Clark R.C., Veltmeyer D. et al. Spontaneous alpha peak frequency predicts working memory performance across the age span // Int. J. Psychophysiology. 2004. № 53. Р. 1—9.

9. Egner T., Gruzelier J.H. Ecological validity of neurofeedback: Modulation of slow wave EEG enhances musical performance. Neuroreport. 2003. № 14 (9). Р. 1221—1224.

10. Hale M. Psychological Skills for Enhancing Performance: Arousal Regulation Strategies // Medicine and Science in Sports and Exercise. 1994. № 26 (4). Р. 478—485.

11. Kaiser D.A. Rethinking Standard Bands // J. Neurotherapy. 2001. № 5 (1/2). Р. 96—101.

12. Kerick S.E., Douglass L.W. at al. Cerebral cortical adaptations associated with visuomotor practice // Med. Sci. Sports Exerc. 2004. № 36 (1). Р. 118—129.

13. Kirschfeld K. The physical basis of alpha waves in the electroencephalogram and the origin of the «Berger effect» // Biol. Cybern. 2005. № 92 (3). Р. 177—185.

14. Klimesch, W. EEG alpha and theta oscillations reflect cognitive and memory performance: A review and analysis // Brain. Research. Rev. 1999. № 29. Р. 169—195.

15. Kristeva R., Chakarov V., Losch F. et al. Electroencephalographic spectral power in writer's cramp patients: evidence for motor cortex malfunctioning during the cramp // Neuroimage. 2005. Sep. № 27 (3). Р. 706—714.

16. Lotze G. M., Schelera H. et al. The musician's brain: functional imaging of amateurs and professionals during performance and imagery // Neuroimage. 2003. № 20 (3). Р. 1817—1829.

17. Merletti R. Standards for Reporting EMG data // J. of Electromyogr. and Kinesiol. 1999. № 9 (1). III—IV.

18. Pfurtscheller G., Klimesch W. Event-related desynchronization during motor behavior and visuual information processing // C.H.M. Brunia, G. Mulder and M. Verbaten (Eds.) Event-related brain research, electroencephalography and clinical neurophysiology. Amsterdam: Elsevier, 1991. P. 58—65.

19. Pop-Jordanova N., Bazanova O. at all. Simultaneous EEG and EMG Biofeedback for Peak Performance in Musicians. Society of Applied Neuroscience. Inaugural Conference. 2006. 14—18 Sept. Swansea.

20. Rheinberg F., Vollmeyer R. at al. Die Erfassung des FlowErlebens. In: Stiensmeier-Pelster J., Rheinberg F. (Eds.). Diagnostik von Motivation und Selbstkonzept (Tests und Trends N.F. Bd. 2). Göttingen: Hogrefe, 2003. Р. 261— 279.

21. Santarpia A., Blanchet A., Mininni G. et al. The «weight» of words on the forearms during relaxation // Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 2009. Jun. № 34 (2). Р. 105— 111.

22. Schwartz M.S., Andrasik F. Biofeedback: A Practioner's Guide. 3-nd ed. New York: Guilford Press, 2003. 310 p.

23. Sterman M.B. Physiological origins and functional correlates of EEG rhythmic activities: implications for self-regulation. Biofeedback and Self Regul. 1996. № 21 (1). Р. 3—33.

24. Zinn M.L., Zinn M.A. Psychophysiology for Performing Artists // M.S. Schwartz, F. Andrasik (Eds.) Biofeedback: A Practitioners Guide. 3-rd ed. New York: Guilford Press, 2003. 310 p.


Для цитирования:


Мерная Е.М., Кондратенко А.В., Кондратенко О., Базанова О.М. Биоуправление в психомоторном обучении. Результаты двухмесячного курса. Бюллетень сибирской медицины. 2010;9(2):92-100. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2010-2-92-100

For citation:


Mernaya Y.M., Kondratenko A.V., Kondratenko O., Bazanova O.M. Biofeedback in psychomotor training. Two month course results. Bulletin of Siberian Medicine. 2010;9(2):92-100. (In Russ.) https://doi.org/10.20538/1682-0363-2010-2-92-100

Просмотров: 110


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1682-0363 (Print)
ISSN 1819-3684 (Online)