Preview

Бюллетень сибирской медицины

Расширенный поиск

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

https://doi.org/10.20538/1682-0363-2014-4-9-14

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования – выявить возможности современных педагогических приемов в развитии познавательного интереса у студентов медико-технического профиля на занятиях по биологии.

Методы исследования. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, теоретико-методический анализ исследуемой проблемы, разработка методических основ ее реализации в обучении биологии; подход к проведению лекционных и практических занятий по биологии с элементами бионики. Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, изготовление мультимедийных презентаций для проведения интерактивных лекционных и практических занятий и анализ результатов работы с ними.

Материал и методы. Студенты 1-го курса, обучающиеся по направлению подготовки 201000.62 – «Биотехнические системы и технологии» (бакалавриат).

Результаты. К положительным моментам можно отнести следующее: в рамках интерактивной лекции возникает тенденция к смене мотивации к учебной деятельности с внешней на внутреннюю; педагогические приемы, основанные на интерактивности, позволяют легче удерживать внимание аудитории; используя проблемные ситуации, можно избирательно вовлекать учащихся в учебную деятельность; при использовании рассматриваемого подхода процесс общения с аудиторией приобретает более естественный характер, приближая складывающиеся взаимоотношения в системе «педагог – студент» к сотрудничеству.

К отрицательным можно отнести следующие моменты: процесс преподавания становится более напряженным, требующим от преподавателя большей концентрации на учебном материале и постоянной готовности и способности вести дискуссию; интерактивный формат подачи учебного материала иногда обладает меньшими информационными характеристиками; студенты не всегда готовы к такому формату учебной деятельности, что часто проявляется в неспособности вести свободный диалог, неумении выделять полезную информацию; необходимы дополнительные психоэмоциональные затраты со стороны преподавателя на поддержание учебной дисциплины во время занятия.

Заключение. В результате проведенного исследования были выявлены как положительные, так и отрицательные стороны интерактивной лекции. При интерактивном методе преподавания биологии исключалось традиционное прочтение лекции. Студенты работали во время всего занятия, и преподаватель имел возможность оценить работу каждого студента.

Об авторах

В. Н. Баранов
Тюменский государственный нефтегазовый университет
Россия


А. С. Качалин
Тюменский государственный нефтегазовый университет
Россия


М. С. Бочков
Тюменский государственный нефтегазовый университет
Россия


Д. Ю. Кадочников
Тюменский государственный нефтегазовый университет
Россия


С. Ю. Егоров
Тюменский государственный нефтегазовый университет
Россия


Список литературы

1. Мицкевич Н.Н. Дидактический контроль в вузе: тради-ции и инновации. Минск: Изд-во РИВШ, 2010. 127 с.

2. Савицкая А.В. Личностно-ориентированный подход и условия его реализации при дистанционном обучении в вузе // Человек и образование. 2010. № 4 (25). С. 93–96.

3. Минаков В.Б. К проблеме специфики высшего образова-ния // Материалы регион. науч.-практ. конф. «Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего профессионального образования». Тюмень: Изд-во Тюм. арх.-строит. ун-та, 2013. С. 113–115.

4. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб.-метод. по-собие. М.: Академия. 2010. 64 с.

5. Арушунян Ж.В., Косыгина Т.Н. Использование информа-ционно-коммуникационных технологий в процессе обу-чения студентов специальностей группы 230100 «Ин-формационная и вычислительная техника» // Материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Но-вые технологии в нефтегазовой отрасли и образования». Тюмень: Изд-во Тюм. нефтегаз. ун-та, 2012. С. 221–224.

6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в пе-дагогике. М.: Педагогика, 2006. 216 с.

7. Мартин Ц. Бионика: энциклопедия. М.: Изд-во «Мир книги», 2007. 48 с.

8. Липкин А.И., Гороховская Е.А. Концепции современного естествознания. М.: Изд-во РГТУ, 2010. 128 с.

9. Комарцова Л.Г., Максимов А.В. Нейрокомпьютеры. М., 2002. 320 с.

10. Леонова М.О. Лекционный метод преподавания. Интерак-тивные лекции // Вестник КАСУ. 2008. № 2. С. 153–155.

11. Кузнецов М.В. Интерактивная лекция как методическая среда для комбинирования коммуникативно-речевых умений // Вестн. Тамбов. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 8. С. 202–211.

12. Абасова С.Э., Абдуллаев С.Г. Современные информацион-но-коммуникационные технологии в образовании // Мате-риалы науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2011. С. 316.

13. Баранов В.Н., Квашнина С.И., Кузяков О.Н. Подготовка инженеров для здравоохранения // Материалы XVII Меж-дунар. науч.-практ. конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современная техника и технологии». Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2011. Т. 2. С. 13–14.

14. Баранов В.Н. Интерактивная лекция // Материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Но-вые информационные технологии в нефтегазовой отрас-ли и образовании». Тюмень: Изд-во Тюм. нефтегаз. ун-та, 2012. С. 226–229.

15. Баранов В.Н., Квашнина С.И., Кузяков О.Н. Особенно-сти подготовки технических кадров для регионального здравоохранения // Материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Новые информационные технологии в нефтегазовой отрасли и образовании». Тюмень: Изд-во Тюм. нефтегаз. ун-та, 2012. С. 229–231.

16. Баранов В.Н. Проведение интерактивных лекций на ка-федре кибернетических систем ТюмГНГУ // Материалы регион. науч.-практ. конф. «Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего профессиональ-ного образования». Тюмень: Изд-во Тюм. архитектур.-строит. ун-та, 2013. С. 8–10.

17. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. 52 с.


Для цитирования:


Баранов В.Н., Качалин А.С., Бочков М.С., Кадочников Д.Ю., Егоров С.Ю. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ. Бюллетень сибирской медицины. 2014;13(4):9-14. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2014-4-9-14

For citation:


Baranov V.N., Kachalin A.S., Bochkov M.S., Kadochnikov D.Y., Yegorov S.Y. SOME METHODOLOGICAL TECHNIQUES OF ACTIVATION OF THE COGNITIVE INTEREST IN BIOLOGY CLASSES OF STUDENTS OF THE MEDICAL TECHNICAL PROFILE. Bulletin of Siberian Medicine. 2014;13(4):9-14. (In Russ.) https://doi.org/10.20538/1682-0363-2014-4-9-14

Просмотров: 376


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1682-0363 (Print)
ISSN 1819-3684 (Online)