Preview

Бюллетень сибирской медицины

Расширенный поиск

Психическое здоровье детей-инвалидов: превентивный аспект

https://doi.org/10.20538/1682-0363-2019-4-72-84

Полный текст:

Аннотация

Цель – комплексный анализ данных (клинических, социально-психологических и этнокультурных характеристик) психического здоровья детей-инвалидов, полученных за период 2009–2017 гг., для определения приоритетных направлений превенции.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 2 204 человека, в том числе дети-инвалиды, учащиеся коррекционных школ 7–18 лет (n = 834); родители детей-инвалидов (n = 772); педагоги, работающие в различных системах образования (n = 217); участники опроса по выявлению отношения к детям-инвалидам (школьники, студенты, взрослые лица, n = 381). Применялись клинический, психологический, статистический методы исследования. Использовались шкалы на выявление у детей депрессии (CDI), тревожности (CMAS), опросники PedsQL, копинг-стратегий (E. Heim) и адаптированные опросники суицидального риска и алекситимии. Для родителей использовались опросники качества жизни, шкалы тревоги Гамильтона, HADS, в группах учащихся, студентов и взрослых – опросник на выявление отношения к детям-инвалидам.
Результаты. Выявлена высокая распространенность психических расстройств у детей-инвалидов (62,7–95,2%), определены уровни тревоги, суицидального риска, алекситимии. Семьи детей характеризовались нарушенной структурой (50%), патологическими типами воспитания (71,5%), низким материальным уровнем (60%), снижением профессионального уровня родителей и безработицей (13%), наличием проблем с употреблением алкоголя (17,6%), рентными установками и низкой удовлетворенностью психологическими критериями качества жизни в сочетании с низким уровнем тревоги. У педагогов определены уровни тревоги и депрессии, признаки синдрома эмоционального выгорания, описаны особенности их взаимодействия с детьми в рамках учебного процесса. Изучено отношение разных социальных групп к детям с дефектом. Сформулированы методологические условия проведения исследований и организации медико-психологической помощи.
Заключение. Направления превенции психических нарушений у детей-инвалидов включают выявление ранних признаков тревоги, депрессии, суицидального риска, оценку качества жизни и функционирования. Это обеспечивается адекватным подбором и разработкой методик исследований, психосоциальным характером реабилитации с привлечением значимых лиц, повышением в обществе терпимого отношения к «особым» детям.

Об авторах

И. Е. Куприянова
Научно-исследовательский институт (НИИ) психического здоровья, Томский национальный исследовательский медицинский центр (НИМЦ) Российской академии наук
Россия

д-р мед. наук, профессор, вед. науч. сотрудник, отделение пограничных состояний,

634014, г. Томск, ул. Алеутская, 4



Б. А. Дашиева
Научно-исследовательский институт (НИИ) психического здоровья, Томский национальный исследовательский медицинский центр (НИМЦ) Российской академии наук
Россия

д-р мед. наук, вед. науч. сотрудник, отделение пограничных состояний,

634014, г. Томск, ул. Алеутская, 4



И. С. Карауш
Научно-исследовательский институт (НИИ) психического здоровья, Томский национальный исследовательский медицинский центр (НИМЦ) Российской академии наук
Россия

д-р мед. наук, профессор, вед. науч. сотрудник, отделение пограничных состояний,

634014, г. Томск, ул. Алеутская, 4



Список литературы

1. Макушкин Е.В., Байбарина Е.Н., Чумакова О.В., Демчева Н.К. Основополагающие задачи и проблемы охраны психического здоровья детей в России. Психиатрия. 2015; (4): 5–11.

2. Шалимов В.Ф., Новикова Г.Р. Детская психиатрия и инклюзивное образование как проблема междисциплинарного взаимодействия. Конференциум АСОУ. 2016; (4): 2415–2421.

3. Кистенева Р.А., Кистенев Ю.В., Пеккер Я.С., Бразовский К.С., Бразовская Н.Г., Фокин В.А. Коррекция психоэмоционального напряжения у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями с использованием адаптивного биоуправления. Бюллетень сибирской медицины. 2010; (2): 113–118.

4. Бохан Н.А., Воеводин И.В., Мандель А.И., Аболонин А.Ф. Суицидальное и парасуицидальное рискованное поведение среди высокообразованной молодежи: Дихотомия формирования и дифференцированные возможности когнитивно-поведенческой копинг-терапии. Суицидология. 2019; 10 (1): 27–35. DOI: 10.32878/suiciderus.19-10-01(34)-27-35.

5. Гранкина И.В., Иванова Т.И. Влияние психического расстройства на проявление отклоняющегося поведения у детей: клинический, психологический и социальный анализ. Забайкальский медицинский вестник. 2016; (1): 22–28.

6. Аболонин А.Ф., Назарова И.А., Стоянова И.Я., Гусев С.И. Агрессия как фактор возникновения делинквентного поведения (гендерный аспект). Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2015; 89 (4): 58–66.

7. Положий Б.С., Фритлинский В.С., Агеев С.Е. Частота суицидов среди несовершеннолетних в России. Российский психиатрический журнал. 2016; (5): 52–54.

8. Левковская О.Б., Шевченко Ю.С. Несуицидальное самоповреждающее поведение в подростковой среде: современные объяснительные подходы. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2015; (1): 105–116.

9. Beesdo K., Pine D.S., Lieb R. Wittchen H.-U. Incidence and risk patterns of anxiety and depressive disorders and categorization of generalized anxiety disorder. Arch. Gen. Psychiatry. 2010; 67: 47–57.

10. Carrellas N.W., Biederman J., Uchida M. How prevalent and morbid are subthreshold manifestations of major depression in adolescents? A literature review. J. Affect Disord. 2017; 1 (210): 166–173. DOI: 10.1016/j.jad.2016.12.037.

11. Wesselhцft R.T. Childhood depressive disorders. Dan. Med. J. 2016; 63 (10): B5290.

12. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985: 288.

13. World Health Organization. International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF). Geneva : World Health Organization, 2001: 299. URL: http://psychiatr.ru/download/1313?view=1&name=ICF_18.pdf.

14. Bjorck-Akesson E., Wilder J., Granlund M., Pless M. The International Classification of Functioning, Disability and Health and the version for children and youth as a tool in child habilitation/early childhood intervention-feasibility and usefulness as a common language and frame of reference for practice. Disabil Rehabil. 2010; 32 (1): 125–138. DOI: 10.3109/09638288.2010.516787.

15. Корень Е.В. Психосоциальная реабилитация детей и подростков с психическими расстройствами в современных условиях. Социальная и клиническая психиатрия. 2008; 18 (4): 5–14.

16. Bornman J. The World Health Organization’s terminology and classification: application to severe disability. Disability and Rehabiliation. 2004; 26: 182–188.

17. Lollar D.J., Simeonsson R.J. Diagnosis to function: classification for children and youths. J. Dev. Beha.v Pediatr. 2005; 26 (4): 323–330.

18. Сухарев А.В. Методика этнофункциональной психодиагностики. Журнал практического психолога. 1997; (2): 53–65.

19. Куприянова И.Е., Дашиева Б.А., Карауш И.С. Способ выявления суицидального риска для последующей коррекции у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития, учащихся коррекционных школ. Патент РФ 2539400. Заявка № 2013152564/14 от 26.11.2013. Опубл. 20.01.2015. Бюл. (2): 8.

20. Куприянова И.Е., Карауш И.С., Дашиева Б.А. Способ выявления алекситимии для последующей коррекции у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися нарушениями психологического развития. Патент РФ 2599345. Заявка № 2015114744/14 от 20.04.2015. Опубл.: 10.10.2016. Бюл. (28): 8.

21. Гундаров И.А. Роза качества жизни. Сибирское здоровье. 1995; (1): 15–16.

22. Дашиева Б.А. Этнокультуральные особенности психического здоровья детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями: автореф. дис. … д-ра мед. наук. Томск, 2015: 48.

23. Карауш И.С. Психическое здоровье детей с сенсорными нарушениями: автореф. дис. … д-ра мед. наук. Томск, 2016.

24. Молоткова Н.Ю. Клиническая характеристика и качество жизни детей с умственной отсталостью и психическими расстройствами: автореф. дис. … канд. мед. наук. Томск, 2016.

25. Bourke-Taylor H., Howie L., Law M., Pallant J.F. Self-reported mental health of mothers with a school-aged child with a disability in Victoria: A mixed method study. Journal of Рediatrics and Сhild Нealth. 2011; 48 (2):153–159.

26. Braich P.S., Lal V., Hollands S., Almeida D.R. Burden and depression in the caregivers of blind patients in India. Ophthalmology. 2012; 119 (2): 221–226.

27. Esbjorn B.H., Pedersen S.H., Daniel S.I., Hald H.H., Holm J.M., Steele H. Anxiety levels in clinically referred children and their parents: Examining the unique influence of self-reported attachment styles and interview-based reflective functioning in mothers and fathers. Br. J. Clin. Psychol. 2013; 52 (4): 394–407. DOI: 10.1111/bjc.12024.

28. Абрамов В.А., Студзинский О.Г, Абрамов А.В., Грачев Р.А. Общественное мнение как предпосылка стигматизации больных с психическими расстройствами. Журнал психиатрии и медицинской психологии. 2016; (1): 55–62.


Для цитирования:


Куприянова И.Е., Дашиева Б.А., Карауш И.С. Психическое здоровье детей-инвалидов: превентивный аспект. Бюллетень сибирской медицины. 2019;18(4):72-84. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2019-4-72-84

For citation:


Kupriyanova I.E., Dashieva B.A., Karaush I.S. Mental health of disabled children: a preventive aspect. Bulletin of Siberian Medicine. 2019;18(4):72-84. (In Russ.) https://doi.org/10.20538/1682-0363-2019-4-72-84

Просмотров: 150


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1682-0363 (Print)
ISSN 1819-3684 (Online)