Preview

Бюллетень сибирской медицины

Расширенный поиск

Виртуальные пациенты как формат симуляционного обучения в непрерывном медицинском образовании (обзор литературы)

https://doi.org/10.20538/1682-0363-2020-1-140-149

Полный текст:

Аннотация

Использование виртуальных пациентов для обучения студентов и повышения квалификации врачей в России является определенной педагогической инновацией. Компьютерные мультимедийные интерактивные симуляции сценариев диагностики и лечения позволяют избежать риска неправильных действий в отношении реального больного, повторять клинические ситуации неограниченное количество раз, стандартизовать задания и критерии оценки их выполнения. Виртуальные пациенты являются фактологической основой проблемно-ориентированного обучения.
В обзоре рассмотрены применение этой образовательной технологии для формирования навыков принятия врачебных решений за рубежом, ее педагогическая эффективность, варианты использования линейных и разветвленных сценариев. В метаанализах показана педагогическая эффективность виртуальных пациентов и заинтересованность обучающихся. Интеграция виртуальных пациентов в образовательный процесс способствует геймификации клинической подготовки, что стимулирует студентов и врачей к интерактивности и командной работе. Весьма актуально создание репозитория или Web-сервиса мультимедийных виртуальных пациентов в традиции отечественной клинической школы для использования в системе вузовского и непрерывного медицинского образования.

Об авторе

С. И. Карась
Научно-исследовательский институт (НИИ) кардиологии, Томский национальный исследовательский медицинский центр (НИМЦ) Российской академии наук; Сибирский государственный медицинский университет (СибГМУ)
Россия

д-р мед. наук, доцент, зав. отделом координации научной и образовательной деятельности; профессор, кафедра медицинской и биологической кибернетики

Россия, 634012, г. Томск, ул. Киевская, 111а

Россия, 634050, г. Томск, Московский тракт, 2



Список литературы

1. Cendan J., Lok B. The use of virtual patients in medical school curricula. Adv. Physiol. Educ. 2012; 36 (1): 48–53. DOI: 10.1152/advan.00054.2011.

2. Poulton T., Conradi E., Kavia S., Round J., Hilton S.R. The replacement of ‘paper’ cases by interactive online virtual patients in problem – based learning. Medical Teacher. 2009; 31 (8): 752–758. DOI: 10.1080/01421590903141082.

3. Pozner Ch.N. Медицинская симуляция в США. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2013; 2–3: 83–100.

4. Горшков М.Д., Мороз В.В., Евдокимов Е.А. Симуляционное обучение по анестезиологии и реаниматологии. М: РОСОМЕД, 2014: 312.

5. Толмачев И.В., Рипп Е.Г., Тропин С.В., Карпушкина Е.В., Цверова А.С. Разработка информационной модели клинических сценариев на базе обучающего симуляционного центра. Бюллетень сибирской медицины. 2014; 13 (4): 118–122. DOI: 10.20538/1682-0363-2014-4-118-122.

6. Harless W., Drennon G., Marxer J., Root J., Miller G. CASE: a computer-aided simulation of the clinical encounter. J. Med. Educ.1971; 46 (5): 443–448.

7. Ellaway R.H., Davies D. Design for learning: deconstructing virtual patient activities. Med. Teach. 2011; 33 (4): 303–310. DOI: 10.3109/0142159X.2011.550969.

8. Cook D., Erwin P., Triola M. Computerized virtual patients in health professions education: a systematic review and meta-analysis. Academic Medicine. 2010; 85 (10): 1589–1602. DOI: 10.1097/ACM.0b013e3181edfe13.

9. Huwendiek S., Reichert F., Bosse H.-M., DeLeng B.A., Van Der Vlueten C., Haag M., Hoffman G.F., Tönshoff B. Design principles for virtual patients: A focus group study among students. Med. Educ. 2009; 43 (6): 580–588. DOI: 10.1111/j.1365-2923.2009.03369.x.

10. Poulton T., Balasubramaniam C. Virtual patients: A year of change. Med. Teach. 2011; 33 (11): 933–937. DOI: 10.3109/0142159X.2011.613501.

11. Posel N., Shore B.M., Fleiszer D. Virtual patient cases: a qualitative study of the requirements and perceptions of authors. Int. J. Med. Educ. 2012; 3: 175–182. DOI: 10.5116/ijme.5038.a1e1.

12. Kononowicz A.A., Zary N., Edelbring S., Corral J., and Hege I. Virtual patients – what are we talking about? A framework to classify the meanings of the term in healthcare education. BMC Med. Educ. 2015; 15: 11. DOI: 10.1186/s12909-015-0296-3.

13. Hege I., Kononowicz A., Tolks D.,Edelbring S., Kublmeyer K. A qualitative analysis of virtual patient descriptions in healthcare education based on a systematic literature review. BMC Med. Educ. 2016; 16: 146. DOI: 10.1186/s12909-016-0655-8.

14. Cook D.A., Triola M.M. Virtual patients: a critical literature review and proposed next steps. Med. Educ. 2009; 43 (4): 303–311. DOI: 10.1111/j.1365-2923.2008.03286.x.

15. Srinivasan M., Wilkes M., Stevenson F., Nguyen T., Slavin S. Comparing problem-based learning with casebased learning: Effects of a major curricular shift at two institutions. Academic Medicine. 2007; 82 (1): 74–82. DOI: 10.1097/01.ACM.0000249963.93776.aa.

16. Лалов Ю.В., Осадчук О.Л. Формирование профессионального мышления у будущих врачей посредством кейс-метода обучения. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; 2-2: 302–305.

17. Кобринский Б.А., Путинцев А.Н. О принципах построения интеллектуальных медицинских обучающих систем на основе case-метода. Искусственный интеллект и поддержка принятия решений. 2016; 2: 30–37.

18. Гаранина Р.М., Гаранин А.А. Возможности и перспективы применения метода кейс-анализа в подготовке врачей клинических специальностей. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016; 4 (26): 39–48.

19. Путинцев А.Н., Алексеев Т.В. Кейс-метод в медицинском образовании: современные программные продукты. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; 12 (9): 1655–1659.

20. Агранович Н.В, Бабашева Г.Г., Агранович О.В., Зеленский В.А. Использование компьютерных обучающих программ в преподавании клинических дисциплин в медицинском вузе в рамках подготовки студентов к профессиональной деятельности в современных условиях. Здоровье и образование в XXI веке. 2016; 18 (5): 31–34.

21. Алимов Д.В., Гулиев Я.И., Зарубина Т.В., Комаров С.И., Потапова И.И., Раузина С.Е. Использование учебной версии интегрированной медицинской информационной системы в образовательном процессе. Врач и информационные технологии. 2013; 6: 34–41.

22. Карась С.И., Корнева И.О., Аржаник М.Б., Семенова О.Л., Черникова Е.В., Урнева О.В., Гречишникова А.Ю. Роль и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в формировании врачебных компетенций. Врач и информационные технологии. 2018; 4: 46–58.

23. Карась С.И., Колганов С.О. Web-сервис формирования клинико-диагностических компетенций студентов и врачей в системе непрерывного медицинского образования. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2019614701, 2019.

24. Карась С.И., Колганов С.О. База данных виртуальных пациентов для сервиса формирования клинико-диагностических компетенций студентов и врачей в системе непрерывного медицинского образования. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2019620554, 2019.

25. Пономарев А.В. Виртуальное моделирование профессиональных задач в стоматологическом образовании. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2011; 4: 127–139.

26. Грибова В.В., Петряева М.В., Окунь Д.Б., Краснов Д.А., Островский Г.Е. Программная оболочка для создания интеллектуальных систем в практической и образовательной медицине. Информатика и системы управления. 2017; 4 (54): 114–124. DOI: 10.22250/isu.2017.54.114-124.

27. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании – переломный момент. Фундаментальные исследования. 2011; 10–3: 534–537.

28. Kononowicz A., Hege I. Virtual patients as a practical realisation of the e-learning idea in medicine. in: e-learning experiences and future. Ed. by Safeeullah Soomro: IntechOpen, 2010: 345–370. DOI: 10.5772/8803.

29. Lee R., Kwan C.Y. The use of problem-based learning in medical education. J. Med. Education. 1997; 1: 149–158.

30. Ellaway R.H., Poulton T., Jivram T. Decision PBL: a 4-year retrospective case study of the use of virtual patients in problem – based learning. Med. Teach. 2015; 37 (10): 926–934. DOI: 10.3109/0142159 X.2014.970627.

31. Savery J.R. Overview of problem-based learning: definitions and distinctions. Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2006; 1 (1). DOI: 10.7771/1541-5015.1002.

32. Berman N., Fall L.H., Smith S., Levine D.A., Maloney C.G., Potts M., Siegel B., Foster-Johnson L. Integration strategies for using virtual patients in clinical clerkships. Acad. Med. 2009; 84 (7): 942–949. DOI:10.1097/ACM.0b01 3e3181a8c668.

33. Hege I., Kononowicz A.A., Berman N.B., Kiesewetter J. Advancing clinical reasoning in virtual patients – development and application of a conceptual framework. GMS J. Med. Educ. 2018; 35 (1): Doc12. DOI: 10.3205/zma001159.

34. Doloca A., Ţanculescu O., Ciongradi I., Trandafir L.M., Stoleriu S., Ifteni G. Comparative study of virtual patient applications. Proc. of the Romanian Academy, Series A. 2015; 16 (3): 466–473.

35. Bateman J., Allen M., Kidd J., Davies D. Virtual patient design: exploring what works and why. A grounded theory study. Med. Educ. 2013; 4 (6): 595–606. DOI: 10.1111/medu.12151.

36. Begg M. Virtual patients: practical advice for clinical authors using Labyrinth. Clinical Teacher. 2010; 7 (3): 202–205. DOI: 10.1111/j.1743-498X.2010.00382.x.

37. Posel N., McGee J.B., Fleiszer D.M. Twelve tips to support the development of clinical reasoning skills using virtual patient cases. Medical Teacher. 2015; 37 (9): 813–818. DOI: 10.3109/0142159X.2014.993951.

38. Huwendiek S., de Leng B.A. Virtual patient design and curricular integration evaluation toolkit. Med. Educ. 2010; 44 (5): 519. DOI: 10.1111/j.1365-2923.2010.03665.x.

39. Consorti F., Mancuso R., Nocioni M. et al. Efficacy of virtual patients in medical education: A meta-analysis of randomized studies. Computers & Education. 2012; 59 (3): 1001–1008. DOI: 10.1016/j.compedu.2012.04.017.

40. Saleh N. The value of virtual patients in medical education. Annals of Behavioral Science and Medical Education. 2010; 16 (2): 29–31. DOI: 10.1007/BF03355129.

41. Schauber S.K., Hecht M., Nouns Z.M., Dettmer S. On the role of biomedical knowledge in the acquisition of clinical knowledge. Medical Education. 2013; 47 (12): 1223–1235. DOI: 10.1111/medu.12229.

42. Klemenc-Ketis Z., Cagran B., Dinevsky D. Evaluating the difference between virtual and paper-based clinical cases in family medicine undergraduate education. Advances in Medicine. 2018: Article ID 1408450. DOI: 10.1155/2018/1408450.

43. Murphy S., Imam B., Whitehouse L. Twelve Tips for Utilizing Virtual Patients to Teach Professionalism. Med. Ed. Publish. 2016; 5 (3): 21. DOI: 10.15694/mep.2016.000107.

44. Botezatu M., Hult H., Fors U.G. Virtual patient simulation: What do students make of it? A focus group study. BMC Med. Educ. 2010; 10: 91. DOI: 10.1186/1472-6920-10-91.

45. Edelbring S., Dastmalchi M., Hult H., Lundberg I.E., Dahlgren L.O..Experiencing virtual patients in clinical learning: a phenomenological study. Adv. Health Sci. Educ. 2011; 16 (3): 331–345. DOI: 10.1007/s10459-010-9265-0.

46. Poulton T., Ellaway R.H., Round J., Kavia S., Hilton S. Exploring the efficacy of replacing linear paper - based patient cases in problem-based learning with dynamic web-based virtual patients: randomized trial. J. Med. Internet Res. 2014; 16 (11): e240. DOI: 10.2196/jmir.3748.

47. Ellaway R., Poulton T., Fors U., McGee G.B., Albright S. Building a virtual patient commons. Med. Teach. 2008; 30 (2): 170–174. DOI: 10.1080/01421590701874074.

48. Kreiter C.D., Haugen T., Leaven T., Goerdt C., Rosenthal N., McGaghie W.C., Dee F. A report on the piloting of a novel computer-based medical case simulation for teaching and formative assessment of diagnostic laboratory testing. Medical Education Online. 2011; 16: 5646. DOI: 10.3402/meo.v16i0.5646.

49. Kolb D.A., Fry R.E. Toward an Applied Theory of Experiential Learning. In: C. Cooper (ed.) Theories of group processes. NY: J. Wiley and Sons, 1975.

50. Berman N.B., Durning S.J., Fischer M.R., Huwendiek S., Triola M.M. The role for virtual patients in the future of medical education. Acad. Med. 2016; 91 (9): 1217–1222. DOI: 10.1097/ACM.0000000000001146.

51. Bearman M. Is virtual the same as real? Medical students’ experiences of a virtual patient. Acad. Med. 2003; 78 (5): 538–545. DOI: 10.1097/00001888-200305000-00021.

52. Toro-Troconis M., Mellström U., Partridge M.R., Meeran K., Barrett M., Higham J. ‘Designing game-based learning activities for virtual patients in Second Life. J. Cyber Therapy & Rehabilitation. 2008; 1 (3): 227–239.

53. Toro-Troconis M.M., Kamat A., Partridge M.R. Design and development of a component-based system for virtual patients in the virtual world of second life. Journal of Emerging Technologies in Web Intelligence. 2011; 3 (4): 308–316.

54. Muntean V., Calinici T., Tigan S., Fors U. Language, culture and international exchange of virtual patients. BMC Medical Education. 2013. 13: 21. DOI: 10.1186/1472-6920-13-21.

55. Логвинов Ю.И., Ющенко Г.В., Орловская А.И. Оценка эффективности обучения с использованием симуляционных технологий. Мед. образование и проф. развитие. 2018; 1 (31): 86–105.

56. Aquifer (MedU): resource for advancing clinical teaching and learning. URL: https://www.aquifer.org (25.06.2019).

57. ANSI/MEDBIQ LO.10.1-2008 Healthcare Learning Object Metadata Specifications and Description Document. URL: https://www.medbiq.org/working_groups/learning_objects/HealthcareLOMSpecification.pdf (25.06.2019).

58. Electronic Virtual Patients: resource for clinical training. URL: http://www.virtualpatients.eu (25.06.2019).

59. Calinici T., Muntean V. Open labyrinth – a web application for medical education using virtual patients. Applied Medical Informatics Original Research. 2010; 27 (4): 15 URL: 20.

60. Zary N., Johnson G., Boberg J., Fors U. Development, implementation and pilot evaluation of a Web-based virtual patient case simulation environment – Web-SP. BMC Med. Educ. 2006; 6: 10. DOI: 10.1186/1472-6920-6-10.

61. AMA Innovations in Medical Education Webinar Series: Implementing a Teaching Virtual EHR as a Clinical Learning Platform. URL: https://www.ama-assn.org/sites/ama-assn.org/files/corp/media-browser/public/ace/teach-virtual-ehr.pdf (25.06.2019).

62. The Regenstrief EHR Clinical Learning Platform. URL: https://www.regenstrief.org/resources/clinical-learning (25.06.2019).


Для цитирования:


Карась С.И. Виртуальные пациенты как формат симуляционного обучения в непрерывном медицинском образовании (обзор литературы). Бюллетень сибирской медицины. 2020;19(1):140-149. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2020-1-140-149

For citation:


Karas S.I. Virtual patients as a format for simulation learning in continuing medical education (review article). Bulletin of Siberian Medicine. 2020;19(1):140-149. (In Russ.) https://doi.org/10.20538/1682-0363-2020-1-140-149

Просмотров: 102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1682-0363 (Print)
ISSN 1819-3684 (Online)