Preview

Бюллетень сибирской медицины

Расширенный поиск

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭЭГ-БИОУПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ

https://doi.org/10.20538/1682-0363-2013-2-175-181

Полный текст:

Аннотация

Оценивали эффективность нейротерапии для нормализации психоэмоционального состояния детей. Тренируемыми параметрами электроэнцефалограммы являлись амплитуда альфа-ритма, отношение амплитуд альфаи тета-ритмов, сенсомоторного и тета-ритмов. В экспериментальной группе наблюдалось увеличение тренируемых параметров электроэнцефалограммы, снижение тревожности, чувства неполноценности и улучшение показателей произвольного внимания. Результаты свидетельствуют о целесообразности применения нейротерапии для оптимизации психоэмоционального состояния детей.

Об авторах

Е. В. Эйсмонт
Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь
Украина
Эйсмонт Евгения Владимировна – кандидат биологических наук, младший научный сотрудник


Т. А. Алиева
Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь
Украина
Алиева Тамара Адамовна – аспирант


Н. В. Луцюк
Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь
Украина
Луцюк Николай Витальевич – кандидат биологических наук, научный сотрудник


В. Б. Павленко
Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь
Украина
Павленко Владимир Борисович – доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник


Список литературы

1. Агаджанян Н.А., Терехин П.И. Физиологические механизмы респираторных феноменов при тревожных и депрессивных расстройствах // Физиология человека. 2002. Т. 28, № 3. С. 112–122.

2. Базанова О.М. Индивидуальные характеристики альфаактивности и сенсомоторная интеграция: дис. … доктора биол. наук. Новосибирск, 2009. 295 с.

3. Базанова О.М., Афтанас Л.И. Показатели невербальной креативности и индивидуальная частота максимального пика альфа-активности электроэнцефалограммы // Функциональная диагностика. 2006. Т. 4. С. 43–47.

4. Базанова О.М., Штарк М.Б. Биоуправление в оптимизации музыкальной деятельности // Бюл. СО РАМН. 2004. Т. 113, № 3. С. 114–122.

5. Беляускайте Р. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: АПН СССР, 1987. С. 67–74.

6. Гордеев С.А. Особенности биоэлектрической активности мозга при высоком уровне тревожности человека // Физиология человека. 2007. № 4. С. 11–17.

7. Гринь-Яценко В.А., Кропотов Ю.Д., Пономарев В.А. и др. Влияние биологической обратной связи по сенсомоторному ритму и бета1-ритму ЭЭГ на параметры внимания // Физиология человека. 2001. № 3. С. 5–13.

8. Джунусова Г.С., Курмашев Г.С. Использование адаптивного биоуправления по ЭЭГ для коррекции функционального состояния неврологических больных // Физиология человека. 2001. № 1. С. 18–22.

9. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000. 560 с.

10. Кайл Р. Развитие ребенка: пер. с англавый СПб.: Праймеврознак, 2007. 640 с.

11. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2006. 160 с.

12. Луцюк Н.В., Эйсмонт Е.В., Павленко В.Б. Модуляция внимания у здоровых детей с помощью курса сеансов обратной связи по характеристикам ЭЭГ // Нейрофизиология. 2006. Т. 38, № 5/6. С. 458–465.

13. Любар Д.Ф. Биоуправление, дефицит внимания и гиперактивность // Биоуправление-3: теория и практика. 1998. С. 142–162.

14. Мадяр С.-А.Й., Моісеєнко Є.В., Пишнов Г.Ю. та ін. Методика поліхромно-адаптаційної біорегуляції психофізіологічного стану людини: методичні рекомендації. Київ, 2006. 32 с.

15. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 400 с.

16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995. 529 с.

17. Свидерская Н.Е., Прудников В.Н., Антонов А.Г. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у человека // Журн. высшей нервной деятельности. 2001. № 2. С. 158–165.

18. Сороко С.И., Мусуралиев Т.Ж., Комаровер И.Н. и др. Коррекция нервно-психических дезадаптационных нарушений с помощью метода функционального биоуправления с ЭЭГ-обратными связями // Физиология человека. 1995. № 6. С. 14–28.

19. Умрюхин Е.А., Джебраилова Т.Д., Коробейникова И.И. Индивидуальные особенности достижения результатов целенаправленной деятельности и спектральные характеристики ЭЭГ студентов в предэкзаменационной ситуации // Психолог. журн. 2005. Т. 26, № 4. С. 57–65.

20. Черниговская Н.В. Адаптивное биоуправление в неврологии Л.: Наука, 1978. 134 с.

21. Эйсмонт Е.В., Алиева Т.А., Луцюк Н.В., Павленко В.Б. ЭЭГ-корреляты различных видов тревожности у подростков 14–15 лет // Neurophysiology. 2008. Т. 40, № 5/6. С. 448–456.

22. Egner T., Gruzelier J.H. EEG biofeedback of low beta band components: frequency-specific effects on variables of attention and event-related brain potentials // Clin. Neurophysiology. 2004. V. 115, № 1. P. 131–139.

23. Gevensleben H., Holl B. Albrecht B. et al. Neurofeedback training in children with ADHD: 6-month follow-up of a randomized controlled trial // Eur. Child. Adolesc. Psychiatry. 2010. № 19. P. 715–724.

24. Hammond D. Neurofeedback with anxiety and affective disorders // Child Adolesc. Psychiatric Clin. N. Am. 2005. № 1. P. 105–123.

25. Holmes A., Nielsen M.K., Green S. Effects of anxiety on the processing of fearful and happy faces: an event-related potential study // Biol. Psychol. 2007. V. 77, № 2. P. 159–173.

26. Lubar J.O., Lubar J.F. Electroencephalographic biofeedback of SMR and beta for treatment of attention deficit disorders in a clinical setting // Biofeedback and self-regulation. 1984. № 1. P. 1–23.

27. Monastra V.J., Lynn S., Linden M. et al. Electroencephalographic biofeedback in the treatment of attentiondeficit/hyperactivity disorder // Applied Psychophysiology and Biofeedback. 2005. № 2. P. 95–114.

28. Moore N.C. A review of EEG biofeedback treatment of anxiety disorders // Clin. Electroencephalogr. 2000. V. 31, № 1. P. 1–6.

29. Thibodeau R. Jorgensen R.S., Kim S. Depression, anxiety, and resting frontal EEG asymmetry: a meta-analytic review // J. Abnorm. Psychol. 2006. V. 115, № 4. P. 715–729.


Для цитирования:


Эйсмонт Е.В., Алиева Т.А., Луцюк Н.В., Павленко В.Б. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭЭГ-БИОУПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ. Бюллетень сибирской медицины. 2013;12(2):175-181. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2013-2-175-181

For citation:


Eismont Y.V., Aliyeva T.A., Lutsyuk N.V., Pavlenko V.B. APPLICATION OF EEG FEEDBACK FOR THE CORRECTION OF PSYCHOEMOTIONAL STATE OF CHILDREN. Bulletin of Siberian Medicine. 2013;12(2):175-181. (In Russ.) https://doi.org/10.20538/1682-0363-2013-2-175-181

Просмотров: 410


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1682-0363 (Print)
ISSN 1819-3684 (Online)