Preview

Бюллетень сибирской медицины

Расширенный поиск

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ, ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗЫ

https://doi.org/10.20538/1682-0363-2016-3-41-47

Полный текст:

Аннотация

Цель – провести комплексную оценку уровня здоровья выпускников школ – первокурсников вуза, относящихся по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

Материал и методы. Физическое и психофункциональное состояние оценивалось по основным морфологическим, функциональным, психофизиологическим показателям и параметрам физической подготовленности.

Результаты. Морфофункциональный уровень здоровья молодежи, поступившей в высшее учебное заведение, соответствует среднему уровню нормативов данной возрастно-половой группы. При этом физическая подготовленность юношей и девушек отвечает удовлетворительному уровню, а выносливость – важнейшее физическое качество, отражающее общий уровень работоспособности человека, – ниже среднего. Психофизиологический статус у большинства обследуемых характеризуется оптимальной силой и подвижностью нервных процессов, хорошим уровнем социально-психологической адаптации, стрессоустойчивости, смысловой и образной памяти. У юношей показатель тревожности существенно ниже, а стрессоустойчивость и адаптация достоверно выше, чем у девушек. 

Об авторах

В. М. Климов
Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
Россия

кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

кафедра физического воспитания

аспирант, заведующий кафедрой

630073, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 20 



Р. И. Айзман
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
Россия

кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности 

д-р биол. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой 

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск



Список литературы

1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. 2012. Т. 91, № 3. С. 9–14. Baranov A.A. Sostoyanie zdorov’ya detej v Rossijskoj Federacii. [State of health of children in the Russian Federation]. Pediatriya, 2012, vol. 91, no. 3, pp. 9–14. (in Russian).

2. Горелик В.В. Оценка физического развития и здоровья школьников общеобразовательной школы // Вестник ОГУ. № 6 (112). 2010. С. 69–73. Gorelik V.V. Ocenka fizicheskogo razvitiya i zdorov’ya shkol’nikov obshheobrazovatel’noj shkoly [Assessment of physical development and health of school students of comprehensive school]. Vestnik OGU, 2010, no. 6 (112), pp. 69–73 (in Russian).

3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние и прогноз здоровья школьников (итоги 40-летнего наблюдения) // Российский педиатрический журнал. 2007. № 1. С. 53–57. Kuchma V.R., Suhareva L.M. Sostoyanie i prognoz zdorov’ya shkol’nikov (itogi 40-letnego nablyudeniya). [State and forecast of health of school students (results of 40 years’ supervision)]. Rossijskij pediatricheskij zhurnal, 2007, no. 1, pp. 53–57 (in Russian).

4. Макарова Л.П., Соловь¸в А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 494–496. Makarova L.P., Solov’jov A.V., Syromyatnikova L.I. Aktual’nye problemy formirovaniya zdorov’ya shkol’nikov. [Actual problems of formation of health of school students]. Molodoj uchenyj, 2013, no. 12, pp. 494– 496 (in Russian).

5. Макарова Л.П. Корчагина Г.А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Вестник Герценовского университета. 2007. № 8 (44). С. 47–48. Makarova L.P. Korchagina G.A. Osobennosti sostoyaniya zdorov’ya sovremennyh shkol’nikov. [Features of a state of health of modern school students ]. Vestnik Gercenovskogo universiteta, 2007, no. 8 (44), pp. 47–48 (in Russian).

6. Жомин К.М. Морфофункциональные и психофизиологические особенности студенток в зависимости от вида и режима физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис. … канд. биол. наук. Челябинск, 2013. 22 с. Zhomin K.M. Morfofunkcional’nye i psihofiziologicheskie osobennosti studentok v zavisimosti ot vida i rezhima fizkul’turno-sportivnoj dejatel’nosti. Avtoref. diss. kand. biol. nauk [Morfofunctional and psychophysiological features of students depending on a type and the mode of sports activity]. Chelyabinsk, 2013, 22 p. (in Russian).

7. Кужугет А.А. Особенности физического развития, функции кардиореспираторной системы и соматического здоровья студентов в зависимости от организованной двигательной активности: автореф. дис. … канд. биол. наук. Челябинск, 2012. 23 с. Kuzhuget A.A. Osobennosti fizicheskogo razvitiya, funkcii kardiorespiratornoj sistemy i somaticheskogo zdorov’ya studentov v zavisimosti ot organizovannoj dvigatel’noj aktivnosti. Avtoref. diss. kand. biol. nauk. [Features of physical development, function of cardiorespiratory system and somatic health of students depending on organized physical activity]. Cheljabinsk, 2012, 23 p. (in Russian).

8. Рубанович В.Б. Валеологические принципы организации физической культуры. Новосибирск: НГПУ, 1997. 167 с. Rubanovich V.B. Valeologicheskie principy organizacii fizicheskoj kul’tury [Valeological principles of the organization of physical culture]. Novosibirsk, NGPU Publ., 1997, 167 p. (in Russian).

9. Сазанов А.В., Сазанова М.Л., Демина Н.Л., Попова Г.А. Оценка уровня физического здоровья и адаптивных возможностей первокурсников гуманитарного университета // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=22626 (дата обращения: 26.02.2016). Sazanov A.V., Sazanova M.L., Demina N.L., Popova G.A. Ocenka urovnya fizicheskogo zdorov’ya i adaptivnyh vozmozhnostej pervokursnikov gumanitarnogo universiteta [Assessment of level of physical health and adaptive opportunities of first-year students of humanities university]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=22626 (accessed 26 February 2016). (in Russian).

10. Mateigka J. The testing of physical efficiency // Am. J. Phys. Anthropol. 1921. V. 4, № 3. P. 223–230.

11. Якубовская А.Р., Васильева Т.В. Коррекция психофизического состояния студентов средствами физической культуры на ýтапе профессионального обучения // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2014. № 2. С. 60–69. Jakubovskaja A.R., Vasil’eva T.V. Korrekciya psihofizicheskogo sostojaniya studentov sredstvami fizicheskoj kul’tury na jetape professional’nogo obucheniya [Correction of a psychophysical condition of students means of physical culture at a stage of a vocational education]. Fizicheskoe vospitanie i detsko-junosheskij sport, 2014, no. 2, pp. 60–69 (in Russian).

12. Maliphant R. Autonomic Nervous System (ANS) Activity, Personality Characteristics and Disruptive Behaviour in Girls // J. of Ch. Psyh. and Psych. 1990. V. 31, № 4. P. 619–628.

13. McCrae R.R., Costa P.T., Terracciano A., Parker W.D. Personality trait development from age 12 to age 18: Longitudinal, crosssectional and cross-cultural analyses // J. Pers. Soc. Psychol. 2002. V. 83, № 6. P. 1456–1468.

14. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Рубанович В.Б. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. Новосибирск: РИФ, 2009. 100 с. Aizman R.I., Aizman N.I., Lebedev A.V., Rubanovich V.B. Metodika kompleksnoj ocenki fizicheskogo i psihicheskogo zdorov’ya, fizicheskoj podgotovlennosti studentov vysshih i srednih professional’nyh uchebnyh zavedenij: metod. posob. [Technique of a complex assessment of physical and mental health, physical preparedness of students of the highest and average professional educational institutions]. Novosibirsk, RIF Publ., 2009, 100 p. (in Russian).

15. Tanner J.M. Physical development // Brit. Med. Bull. 1986. V. 42, № 2. P. 131–138.

16. Городилин С.К., Руденик В.В. Физическое воспитание студентов: тексты лекций [Электронный ресурс]. Гродно: ГрГУ, 2002. 83 с. Режим доступа: http://ffc. grsu.by/Kafedry/fiz_vosp. Gorodilin S.K., Rudenik V.V. Fizicheskoe vospitanie studentov: teksty lekcij [Physical training of students: texts of lectures]. Grodno, 2002, 83 p. URL: http://ffc.grsu.by/ Kafedry/fiz_vosp (in Russian).

17. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. М.: Советский спорт. 2004. 463 с. Kuramshin J.F. Teoriya i metodika fizicheskoj kul’tury: ucheb [Theory and technique of physical culture]. Sovetskij sport, 2004, 463 p. (in Russian).

18. Лукашевич Н.П. Теория и практика самоменеджмента. 2-е изд., испр. К.: МАУП, 2002. 360 с. Lukashevich N.P. Teoriya i praktika samomenedzhmenta [Theory and practice of self-management]. MAUP Publ., 2002, 360 p. (in Russian).

19. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В. Методика оценки социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов. Новосибирск: РИФ, 2013. 40 с. Aizman R.I., Aizman N.I., Lebedev A.V. Metodika ocenki social’no-psihologicheskoj adaptacii i lichnostnogo potenciala studentov [Technique of an assessment of social and psychological adaptation and personal potential of students]. Novosibirsk, RIF Publ., 2013. 40 p. (in Russian).

20. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Плетн¸ва Е.Ю., Рубанович В.Б. Мониторинг здоровья учащихся и педагогов с применением компьютера и программных средств // Народное образование. 2010. № 6. С. 147–155. Aizman R.I., Aizman N.I., Lebedev A.V., Pletnjova E.Ju., Rubanovich V.B. Monitoring zdorov’ya uchashhihsya i pedagogov s primeneniem komp’jutera i programmnyh sredstv [Monitoring of health of pupils and teachers with using of the computer and software]. Narodnoe obrazovanie, 2010, no. 6, pp. 147–155 (in Russian).

21. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004. 392 с. Nasledov A.D. Matematicheskie metody psihologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretaciya dannyh: ucheb. posob [Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data]. St. Petersburg, Speech Publ., 2004, 392 p. (in Russian).

22. Постановление Правительства РФ от 11.06.2014 № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)». [Электронный ресурс] URL: http://www/minsport.gov.ru/post540_11062014.pdf. Postanovlenie pravitel’stva RF ot 11.06.2014 № 540 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Vserossijskom fizkul’turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone (GTO)». URL: http://www/minsport.gov.ru/ post540_11062014.pdf. (accessed 15 February 2016) (in Russian).

23. Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека. СПб.: ИМАТОН, 2007. 40 с. Moroz M.P. Ekspress-diagnostika rabotosposobnosti i funkcional’nogo sostoyaniya cheloveka [Express diagnostics of working capacity and functional condition of the person]. St. Petersburg, IMATON Publ., 2007, 40 p. (in Russian).

24. Беляничева В.В. Формирование мотиваций занятий физической культурой у студентов // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Саратов: Наука, 2009. С. 14–20. Belyanicheva V.V. Formirovanie motivacij zanyatij fizicheskoj kul’turoj u studentov [Formation of motivations of occupations by physical culture at students] Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov «Fizicheskaya kul’tura i sport: integraciya nauki i praktiki» – Physical culture and sport: integration of science and practice. Saratov, Nauka Publ., 2009, pp. 14–20 (in Russia).


Для цитирования:


Климов В.М., Айзман Р.И. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ, ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗЫ. Бюллетень сибирской медицины. 2016;15(3):41-47. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2016-3-41-47

For citation:


Klimov V.M., Aizman R.I. ASSESSMENT OF PHYSICAL HEALTH OF SCHOOLS GRADUATES GOING TO THE UNIVERSITIES. Bulletin of Siberian Medicine. 2016;15(3):41-47. (In Russ.) https://doi.org/10.20538/1682-0363-2016-3-41-47

Просмотров: 328


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1682-0363 (Print)
ISSN 1819-3684 (Online)